Культ Amon-Ra

Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. Фараоны Четвёртой династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее слово «Ра» (Джедефра, Хафра, Менкаура). Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах Пятой династии, которая, вероятно, установилась не без помощи влиятельных гелиопольских жрецов.

Ра — древнеегипетский бог солнца, верховное божество древних египтян. Его имя означает «Солнце». Центром культа был Гелиополь, где Ра был отождествлён с более древним местным солнечным божеством, Атумом. В других религиозных центрах Ра также сопоставлялся с местными божествами света: Амоном (в Фивах), под именем Амона-Ра, Хнумом (в Элефантине) — в форме Хнума-Ра, Гором — в форме Ра-Хорахти. Последнее сопоставление было особенно распространено.

http://s7.uploads.ru/mQLZi.jpg

Первоначально Амон — местный бог Фив, где почитался как небесное божество. Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре с Амонет (Амаунет).  В Огдоаде выступал воплощением воздуха и ветра. Амон в мифологии Египта бог солнца. Баран и гусь (символы мудрости) — это священные животные Амона. Изображали Амона зачастую в облике человека с головой барана, со скипетром и в короне, с двумя большими перьями и солнечным диском.

Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут, хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Уасрет (что касается Амонет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут называли лунного бога Хонсу. Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду.

Древние Фивы (современные города Карнак и Луксор ) не просто были столицей империи, здесь находилось духовное сердце нации, невероятный по размаху религиозный комплекс — на самом деле один из самых больших в мире; его называли Ипет-исут («Самое почитаемое место»), а сегодня оно известно под арабским названием Карнак. Фиванцы считали его местом творения, где состоялся «первый величественный восход», когда Амон-Ра поднял мир из первоначального океана. Амон был местным фиванским богом, который заимствовал качества старого бога солнца Ра, главного божества Древнего царства, и стал Амоном-Ра, «царем богов» и высшим богом Нового царства.

В течение многих тысячелетий Амон-Ра был главным богом Египта. Он являл собой великое таинство и олицетворял Солнце - владыку всех людей и всего сущего. Амон - душа Солнца, проявляясь через внешнее физическое тело - Ра, вдохновлял и давал силы всей Солнечной системе.

Жрецы Амона-Ра работали в так называемых Домах Жизни, которые существовали всегда рядом с храмами и пирамидами Египта. Каждый Дом Жизни посвящался определенному божеству и являлся одновременно университетом, школой, где ученикам передавались знания о вселенной, природе, человеке, науках и центром религиозных культов, где хранились священные символы. Коллегии жрецов обладали большими возможностями и нередко решали судьбу Египта. Решали по праву, так как именно они были хранителями тысячелетних знаний и традиций.

Первое свидетельство о существовании культа бога Амона-Ра в древнеегипетских Фивах относятся к эпохе Среднего царства. Это восьмиконечная колонна, созданная при фараоне Иниотефе II и находящаяся ныне в Луксорском музее. Старейшее из сохранившихся зданий храмового комплекса было построено во времена XII династии, при фараоне Сенусерте I. Особого размаха строительные работы достигли в эпоху Нового царства. Храмы Карнака перестраивались и расширялись вплоть до времён императорского Рима.

http://s6.uploads.ru/WkyGl.jpg

Храм в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками — значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону — во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм - это самое крупное религиозное сооружение, когда- либо существовавшее в мире. Ни один храм ранее, не имел таких ни таких огромных размеров, ни такой роскоши в убранстве. Например, гипостильный зал Карнакаского комплекса имел размер 103 на 52 метра, и содержал 144 колонны достигавших 20 метров в высоту. Храм располагается на огромной площади в 30 гектаров. Он включает в себя 10 пилонов, но наибольший интерес вызывает пилон, расположенный у входа, и превосходящий своими размерами все остальные. Так его длина составляет 156 метров, а высота 40 метров.

http://s7.uploads.ru/IuPmX.jpg

Храмовые помещения комплекса состоят из трёх частей: первая посвящена самому Амону, вторая - богине Мут (матери бога Амона и покровительнице цариц) и богу Хонту (их сыну и богу Луны), возведенные во времена правления Аменхотепа III и третья - богу Монту, который стал главным божеством города Фив. Кроме того, была сооружена огромная, двухкилометровая аллея сфинксов, что вела к Луксорскому храму Амон-Ра.

В каждой из этих частей установлены многочисленные колонны огромных размеров. И сами колонны и стены этих храмов были покрыты росписями и изображениями, посвященными жизни фараонов. Позже фараон Эхнатон построил еще один храм, посвященный Атону.

Южнее храма Амона находится священное озеро, имеющее размеры 120х77 метров. Уровень, которого поддерживается только за счёт грунтовых вод. Воду озера жрецы использовали для омовения как себя, так и статуй богов, перед совершением религиозных ритуалов. Недалеко от этого озера находилось помещение, где жили гуси, которые являлись священными птицами Амона. На берегу этого озера стоит жук-скарабей огромных размеров, который был выполнен из гранита по приказу Аменхотепа III.

Узнать более подробную информацию о карнакском храме и посмотреть фотографии можно тут:
http://zebryansk.livejournal.com/8961.html
и тут: http://metaloleg.livejournal.com/168390.html

http://s7.uploads.ru/XJGa3.jpg

Луксорский храм — развалины центрального храма Амона-Ра, на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор. Древнейшая часть — святая святых, с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III; первые цари XIX династии прибавили к югу двор с 74 колоннами, перемежающимися статуями фараонов. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон и изобразил на внешней стороне последнего свои подвиги в войне с хеттами; здесь же начертан так называемый «эпос Пентаура».

У северного входа Луксорского храма — четыре колосса-монолита и два обелиска, из которых один перевезен Наполеоном в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия. Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

Узнать более подробную информацию о Луксорском храме и посмотреть фотографии можно тут: http://dkphoto.livejournal.com/118215.html

http://s7.uploads.ru/IMjuc.jpg

В древности Карнакский храмовый комплекс и Луксорский храм соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов. Во время больших праздников из ворот Карнака выезжала золотая барка Амона. Путь бога Амона лежал в Луксор. Впереди в колеснице, запряженной пятеркой лошадей, выезжал фараон. У ворот Луксорского храма их встречали жрецы и препровождали к жертвеннику. Фараон просил у бога благословения. Жрецы повторяли его слова.

Затем фараон следовал в святилище, где хранилась статуя бога Нила, и припадал губами к ее стопам. И только потом выходил со свитой к народу. Все вставали лицом к реке и пели ей хвалу. Жрецы опускали в воду длинный папирусный свиток, и его уносило течением. Толпа ликовала: люди на берегу и в лодках размахивали пальмовыми ветвями и горящими факелами.

Так рассказали древние хроники... Но даже и в праздничные дни бога Амона не могут увидеть глаза непосвященного - золотая священная барка скрывает его от их взглядов. А в остальное время жрецы прячут бога в громадном, таинственном и недоступном храме.